Тренер по художественной гимнастике Марина Ладнова: «Наш вид спорта всегда считался элитным»

11 октября 2015 - Администратор

 Один из самых созидательных и полезных видов спорта — так говорят о художественной гимнастике, которая в Череповце сейчас находится на пике популярности у родителей, желающих, чтобы дети развивались и физически, и эстетически. Красивая фигура, осанка, походка, умение чувствовать музыку — все это дают девочкам занятия гимнастикой. Однако в секциях остается лишь половина пришедших учениц. Какими качествами должны обладать юные гимнастки, почему некоторые из них плачут на занятиях и как гимнастика помогает девушкам во взрослой жизни, читателям cherinfo.ru рассказала тренер-преподаватель по художественной гимнастике ДЮСШ № 1 Марина Ладнова.

— Марина Николаевна, что такое в целом художественная гимнастика, и чем она отличается от обычной гимнастики?

— Основа одна — это работа тела: повороты, прыжки, равновесие. Но у нас на работу красивого тела накладывается умение управляться с предметами. До первых взрослых разрядов идут упражнения без предметов, а потом гимнасткам предлагается выбрать три предмета из набора: скакалка, обруч, мяч, булавы или лента. Для маленьких более легкими считаются скакалка и обруч. Затем по сложности идет мяч, потому что он круглый и может укатиться далеко за площадку. Затем булавы, а самый сложный предмет — лента. Лента длинная — пять метров, а у кандидатов в мастера — шесть метров, она постоянно путается. По правилам соревнований гимнастка должна владеть четырьмя предметами. Какими именно, каждые четыре года определяет международный комитет. Детям нравится работать с предметами, это красиво, девчонки сами иногда придумывают движения.

— Какие предметы девочки больше любят?

— Любят то, с чем лучше получается. Кто-то любит мяч, особенно очень гибкие девочки, так как он требует большей мягкости в движениях, пластики. Есть девочки «мышечные», у них все хорошо с обручем, с булавами, со скакалкой. Но в любом случае им приходится учиться владеть всеми предметами. Любишь или нет — надо.

— Кто разрабатывает программу выступлений?

— Сами придумываем. Тренер составляет программу. Хореограф помогает, особенно когда идет подготовка упражнения без предмета. У нас сплав всех видов: балетная хореография (батман тандю, фраппе), девочки выполняют прыжки, которые делают балетные танцоры, цирковая программа (жонглирование предметами), акробатика, спортивная гимнастика (пока предмет летит, девочка должна сделать переворот, колесо, кувырки и точно поймать предмет). И даже фигурное катание: введен элемент «пистолетик» — нужно присесть с вытянутой вперед ногой вперед и накрутить много поворотов. Но фигуристы это делают на льду, а гимнастки выполняют по четыре таких поворота на нескользком ковре, который имеет свое сопротивление. Раньше за этот элемент ставили высокую оценку, сейчас он подешевел.

— Что значит подешевел?

— Это сложный элемент, «стоил» дорого, но потом поняли, что при его выполнении идет большая нагрузка на колени и убрали из дорогих элементов. В толстенной книге «Правила по художественной гимнастике» прописана стоимость всех элементов. Самый дешевый элемент тела оценивается в 0,1 балла, а самый дорогой — в один балл. Стоимость элемента может усложняться за счет наклонов, это еще две десятые, или поворотов. Надбавки идут за ловлю предмета: в прыжке, без зрительного контроля, на полу, без помощи рук, например, ногами, за каждое дополнительное вращательное движение. Это на самом деле сложно — составить упражнение, учесть все требования и использовать индивидуальные способности гимнастки, чтобы в итоге получилось красивое упражнение. Вообще, у каждой гимнастки четыре упражнения, которые записываются в специальные карточки, разработанные Международной федерацией по художественной гимнастике. В них заносятся все элементы, которые выполняет гимнастка, поэтому мы стараемся дешевые по баллам элементы не брать.

— А самый дорогой элемент какой?

— Дорогих элементов очень много. Например, поворот на полупальцах в заднем шпагате в горизонтальном положении тела. Это сложно словами объяснить, лучше видеть. Этот элемент стоит полбалла. Если гимнастка международного класса сделала три таких поворота, это уже два балла. Но нам так делать нельзя, так как на звание кандидата в мастера спортаесть предел суммы баллов, элементы не должны быть дороже одного балла. Самым дорогим считается элемент, когда гимнастка крутит много вращательных движений. Дорогими являются «риски», как мы говорим. Чем выше бросила предмет, больше накрутила элементов, тем дороже риск стоит. Но здесь мы ограничены высотой потолка. У нас в Череповце нет достойного зала, везде низкие потолки. Даже высоты потолка в Доме физкультуры для взрослых девочек не хватает. Высокие гимнастки или физически сильные так бросают предметы, что скакалки зацепляются за балки, и остальные предметы на потолке. Обруч споткнулся в полете обо что-то, и все. Гимнастка его уже не поймает, так как он потерял траекторию. Когда приезжаем на соревнования в другие города, всегда пробуем зал, подстраиваемся под потолок. Я всегда говорю: «Не швыряйте предметы, а умно бросайте». Пусть лучше на одну десятую балла риск будет дешевле, но упражнение великолепно выполнено. Была ситуация, когда на соревнованиях обруч отскочил от потолка и повис на балке, девочка стоит внизу, упражнение сорвано. И никто кроме нее не виноват.

— С какого возраста вы набираете девочек?

— Обычно с четырех лет. Бывает, родители приводят и трехлеток. В других городах проводят набор в детских садах. Это подготовительные группы для отбора в основные. То есть с четырех до шести лет идет подготовка детей. Кроме того, происходит естественный отбор, так как не все могут справиться с нагрузкой, или просто не получается у ребенка. Но сначала берем всех.

— Но есть какие-то критерии при отборе?

— Безусловно. Я прежде всего проверяю спину. Позвоночник — это основа основ. Если ребенок совсем «жесткий», то лучше его здоровье поберечь, поэтому мы родителям советуем отдать ребенка на танцы или еще куда-то, но не в гимнастику. С помощью упражнений ребенка можно сделать более гибким, но у каждого есть свой предел этой гибкости. Мы стараемся дать каждому ребенку шанс: не хватает гибкости, но может хорошо прыгать, значит будем включать в программу сложные прыжки.

— Сколько девочек из массового набора переходят в основную группу?

— Обычно половина остается. 30 человек набрали в группу, где-то 15 остаются. С ними уже серьезно работаем. Ребенок сначала ничего особенного не показывает, а потом раз — и «выстрелил». Бывает, девочка с данными, но ленивая. А есть со средними данными, но до того трудяга, так старается! У нас очень много достойных, талантливых гимнасток. К нам только-только начали приходить хореографы, а это очень важно. Нам нужно подтянуться в плане хореографии.

— У вас есть любимчики?

— Я их люблю всех, потому что они все большие трудяги. Мы ведь постоянно говорим: «Работай, работай!». Для них это становится нормой. Вот на любую смотрю и всех люблю. Девочки же в четыре года приходят и в 17 уходят, видишь их каждый день, знаешь слабости, сильные стороны, знаешь, что ела, с родителями общаешься постоянно… Становимся практически родными людьми.
 

— Сколько времени в неделю тренируются гимнастки?

— Маленькие занимаются три раза в неделю по полтора часа. Самые маленькие, дошколята, по часу. А старшие — пять раз в неделю по четыре часа. Иначе никак! Если не трудиться, результата не добьешься. В программу тренировок входит не только спортзал. Есть еще хореография у станка. К старшему возрасту девочки физически готовы. Если правильно распределена нагрузка, то они с ней справляются. Мы делаем перерывы во время тренировок. И потом ребенок, да взрослый тоже, находит возможность отдохнуть. Это естественный процесс. Человек не может работать как машина, все равно происходят волнообразные перепады.

— Часто видите слезы во время тренировок?

— Часто, это физиология. Есть более крепкие эмоционально дети, и до слез у них доходит редко. А другие чуть-чуть возбудились эмоционально и сразу в слезы. Что-то не получилось — и в плач. Приходится уговаривать по-разному, чтобы ребенок перестал плакать. Мы же не только тренеры, но и воспитатели, педагоги. Часто плачут не из-за того, что тяжело, а из-за того, что не получается.

— Гимнастика ведь не дешевый вид спорта?

— Художественная гимнастика всегда считалась элитным видом спорта. Финансовая сторона является проблемой для родителей. Но если они не готовы вкладывать в ребенка, то нет смысла заниматься. Спорт сейчас весь дорогой, гимнастика в том числе. Если мы приглашаем тренера для постановки, именитых тренеров, чтобы отточить номер, это тоже деньги. Купальники дорогие — на кроху купальник будет стоить семь-восемь тысяч рублей, для детей постарше купальники от 14 тысяч и выше. Приклеили стразы, а на купальник их нужно пять-шесть тысяч, цена выросла в разы. Стоимость купальников для выступлений доходит до 70 тысяч рублей. А внешний вид спортсменки очень важен. Судьи могут снизить балл за неопрятность. Предметы также дорогие. Ни один тренер не будет возить ребенка на соревнования с ширпотребом. Мы в основном пользуемся японскими. От качества предмета зависит многое. Дешевый мяч стоит 2500—3000 рублей, мяч получше — от 4500, лента — от 1500 рублей, булава — от 2500 рублей, скакалку можно купить от тысячи рублей, обруч — от 1200 до 2000, цена зависит от размера и веса. И все продолжает дорожать. Для соревнований предметы подбираются под костюм, характер музыки.

— Что дает девочкам гимнастика?

— Девочки приобщаются к культуре, учатся хорошим манерам. Все гимнастки очень аккуратные, опрятные. Те же уроки хореографии не проходят даром: привычка постоянно следить за своими движениями, за положением тела тренирует неповторимую грацию на всю жизнь. Гимнастика учит упорству, сосредоточенности, целеустремленности. Наши девочки ловкие и артистичные. Они сейчас плачут, а потом вырастут, смогут себя лучше презентовать. Для жизни спорт — хорошая школа. Отмечу, все девочки хорошо учатся, двоечников-троечников у нас нет.

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий